Виталий Лиходед
Писатель Лиходед Виталий Григорьевич #

Рецензии

Рецензия на повесть Виталия Лиходеда «Тайна дороги»

Все просто: обыкновенный юноша по имени Иван уходит из дома искать смысл жизни. Имя — символическое, тема — философская и вечная. Кто из молодых и даже не очень юных не пытается постичь ее, эту тайну жизни, тайну дороги человека на Земле? Отсюда — интерес к теме  постоянен, и выбор автора можно только приветствовать. Хотя, наряду с этим, тема стала довольно популярной, и поэтому встает серьезный вопрос о ее решении.   

Далее сюжет все тоже развивается вроде бы по обычному сценарию: друг, встреченный по пути, любовь, тоже найденная случайно… Впрочем, в жизни нет ничего случайного, все обусловлено и закономерно, и человек — он сам, один, и никто больше! — причина всех его и бед, и радостей.

 

Иван постигает жизнь, видит разных, не похожих друг на друга людей. Автор не просто ведет своего героя по жизни — он довольно тонко перемешивает нашу действительность с фантастикой, элементами сказки, былины, притчи… Ему удается найти свое собственное решение, которое лежит за гранью реальности и в то же время — совершенно привычно. И именно в этом смешении деталей фэнтези и реальности — сила автора как прозаика, именно здесь он находит себя, предлагает свой собственный метод осмысления бытия и свой литературный метод.

 

Новым его назвать нельзя — но что в нашем мире действительно так уж ново? Однако и назвать с ходу несколько имен, работающих в подобном ключе, тоже непросто.

Посему Виталия Лиходеда вполне можно отнести к своеобразному, интересному течению литературы сугубо российской, выращенной на русской почве, но, безусловно, тесно соприкасающегося с западной литературой, где свободное сочетание нереальности и обыденности давно стало нормой.

 

На мой взгляд, проза Виталия Лиходеда будет интересна определенному кругу читателей, читателей образованных, интересующихся глубинами литературы, умеющих читать и размышлять и не представляющих себе книги, над которой не надо было бы думать.

 

Лиходед — именно тот писатель, проза которого заставляет мыслить. Он умеет «лепить» образ, поворачивать его к читателю неожиданными гранями характера, показывать все плюсы и минусы человека. Повесть нетрадиционна и вместе с тем точна психологически, поступки и мысли ясны, хотя вычисляются не сразу. Человек — он всегда индивидуален и всегда похож на окружающих. Именно таков он у Лиходеда.

 

Язык повести достаточно легок. Несмотря на философскую направленность, прозаику удалось избежать тяжелых абзацев и вязких фраз. И это — еще одно немаловажное достоинство автора. Точно найденные интонация и стиль отличают перо прозаика, явно работавшего в этом направлении и добившегося многого.  

 

Делать повесть больше, по-моему, смысла не имеет — вещь сейчас абсолютно закончена и точна как по форме, так и по содержанию.

 

Ирина Лобановская